За каждым Спасателем - несчастные близкие

Madlen Spasatelj

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина? Я бы сказал, за каждым инфантильным Спаcателем стоят несчастные родственники. И особенно это хорошо видно на примере семьи Маккензи из сериала «Простая Маленькая Ложь».

За каждым энергетическим вампиром стоят доноры, из которых он сосет энергию. За каждым взрослым человеком в вечном состоянии Ребенка стоят его дети или партнер (муж, жена), суждено быть вечно Взрослыми, которым никогда не дозволено быть Ребенком. Как это выглядит?

Спасатель

Знакомитесь, Мадлен! Она поможет любому отверженному и обиженному в городе! Она защитит слабых, поставит на место наглых, на ней держится порядок в городке Монтерей. При этом ее не просят о помощи – она просто хронически не терпит несправедливости. И сама заступится за Жертву.

Когда Мадлен разрабатывает спасательные операции обиженных и отверженных, она знает лучше других, что им нужно, полезно, и правильно. Это классическая роль Спасателя в треугольник Карпмана. Для этого Мадлен находится в позиции Родителя по отношению к окружающим Детям (пусть этим «немощным» детям лет 40 или больше). Но откуда у нее берется энергия на все это? Знакомьтесь, три донора.

Доноры

Донор №1, младшая дочь Мадлен, Хлоя. Ей 6 лет, и она – Маленький Профессор. Это Взрослый в ребенке, который утешает мать, делает ей наставления («Уймись, женщина!», «Опять скандалишь, женщина!»), и лучше матери ориентируется в ее эмоциональном состоянии. 6-летняя Хлоя дает энергию, поддержку и наставничество своей 40-летней матери.

Донор №2, старшая дочь Мадлен, Эбигейл. Она вот-вот собирается благотворительно продать свою девственность в помощь голодающим детям Поволжья. Обладает очень глубокими психологическими навыками, может в роли психоаналитика разобрать поведение матери, защитить свои границы от невротических нападков Мадлен, и даже подойти к ней и спросить, «как она себя ощущает». После 6-летней Взрослой Хлои, это второй Взрослый в семье.

Донор №3, подозрительно идеальный муж Мадлен, Эд. Он идеальный муж, работающий из дома, готовящий еду, слушающий терпеливо причитания жены, какой хороший минет у ее бывшего мужа, и утешающий Мадлен, как заботливый Родитель. Как Взрослый в семье, он видит, куда уходит энергия и ресурсы, и может оценить опасность спасательных операций жены. Как самый взрослый (Эду лет за 40), он – единственный член невротического круга, который может оценить опасность и вред жены для себя, несмотря на свои чувства. И он говорит это открыто.

Кто взрослый?

Самое интересное наблюдение в сериале – что в семье Маккензи Мадлен – единственный Ребенок. Все остальные: две дочери и муж – являются для нее Взрослыми и Родителями.

И на детей, и на мужа Мадлен наложила запрет «Не будь Ребенком». Это часто происходит с родителями, которые чувствуют угрозу со стороны собственных детей. Мадлен как бы говорит им: "У нас есть место только для одного малыша. И этот мелкий – я. Тем не менее, я буду терпеть вас, если вы будете вести себя как Родители и Взрослые по отношению ко мне." Это проявляется в таких высказываниях, как: «Ты уже большой, чтобы..." или "Большие мальчики не плачут".

В Трансакционном Анализе Ребенок является источником энергии, ресурсов, кипучей деятельности. Но ему нужна постоянная подпитка поглаживаниями от Родителей. Вот откуда у Мадлен столько энергии помогать всем окружающим.

Что же получается?

Что же получается, если разобрать семью Маккензи с точки зрения Трансакционного Анализа? И если предположить, что Энергия, этот Эмоциональный Ресурс, не неисчерпаем, должен от кого-то пополняться, и течет от одного к другому?

Получается, что энергия у семьи Маккензи течет от детей и мужа в сторону жены, и от нее посторонним. Этакая воронка в сторону окружающих. При этом, и что самое неприятное, ни дети, ни муж отданную энергию не получают обратно. Такая интересная форма благопристойного вампиризма.

Вот и получается теория: за каждым спасателем стоят несчастные близкие!

© 2016-2017 Наследие Фрейда